Помню, два с половиной года назад, я пришла к психотерапевту с задачкой, стоит ли мне пойти учиться водить машину.
Казалось бы, ерунда, куча людей водит машину, это же просто транспорт, о чём тут с психотерапевтом разговаривать?!
Но мне было в чём сомневаться, и пришло время вытащить на поверхность эти страхи и тревоги. С машинами была связана самая большая трагедия нашей семьи — мою маму сбила машина около нашего дома. Через пару лет после этого я за компанию с Сержом всё-таки пошла в автошколу, вернее, он ходил, а я купила скутер и ездила. Только вот он получил в итоге права и купил машину, а я повредила оба колена в небольших ДТП и стала очень бояться скорости. Скорость стала связана с болью буквально телесно: когда я ехала с кем-то слишком быстро, когда водитель резко тормозил или резко стартовал, я ощущала ноющую, а иногда резкую и пронзительную боль в коленях.
Прошло ещё несколько лет, я забеременела и стала думать о том, что вообще-то с ребёнком было бы удобно ездить на машине, но идти беременной в автошколу тоже было стрёмно.
Не говоря уже о том, что машина это так не экологично!
В итоге Таше было целых полтора года, когда состоялся тот терапевтический разговор. И я в тот же день записалась на курсы вождения. Слава психотерапии :)
С выбором школы проблемы не было, я точно знала, где хочу учиться, не формально, только ради получения прав, а так, чтобы погрузиться и прочувствовать этот автомобильный мир. Это была школа Easy Driving (вдруг кому пригодится), которую основали фанаты вождения, психологи и автоинструкторы. Посещение теории было обязательным, и кроме правил дорожного движения и устройства двигателя внутреннего сгорания мы проходили разные психологические аспекты, смотрели ютьюб-ролики того, что бывает при потере управления, есть держишь руль двумя руками, а что — если одной, тренировались скоростному рулению, слушали баечки нашего преподавателя Валерия Хазбаевича и видео, которые он специально для нас снимал почти к каждой теме.
И своему инструктору я очень благодарна за то, с каким терпением и энтузиазмом он делился всем, что знает. Он заставлял меня на площадке делать змейку задним ходом на 20 км/час, менял спущенное колесо, попутно комментируя для меня весь процесс, терпеливо делился хитростями парковок, габаритов и ухода за машиной.
Ровно два года назад я получила права. И в тот же день начала ездить. И почти сразу поняла, что для меня машина гораздо больше, чем средство передвижения.
Способ ощутить стабильность в неопределенности. Когда мне тревожно от ситуации, которая зависит не только от меня, а особенно, когда я тут была сильно влюблена зимой, лучшее средство — сесть за руль и долго ездить любимыми красивыми маршрутами. Такое успокаивающее кино, когда сам выбираешь сюжет.
«Машина — это секс» — с придыханием сказала как-то моя знакомая, заядлая автомобилистка. Тогда я как-то не поверила, даже внутренне напряглась от банального сравнения, но после года вождения, пожалуй, научилась расслабляться и получать удовольствие. За рулём я почти всегда чувствую себя красивой, уверенной, дерзкой и сексуальной. Не мотик, конечно (там это ощущение в кубе), но вот это ощущение слияния с чем-то, что больше и мощнее тебя, то, как машина откликается на твои движения, как вы становитесь одним динамичным целым, это очень сексуально.
Общение с друзьями. Больше всего я люблю ездить одна, но этой роскоши у меня достаточно, поэтому когда рядом садиться хороший друг или подруга, я ликую от возможности поделиться тем, что я так люблю. Разговоры в машине получаются в другом ритме, а ещё иногда очень здорово включить музыку и потанцевать вместе с машиной, открыть окна настежь, махать руками и не успевать вдыхать врывающийся на скорости свежий невский воздух. Таша, кстати, тоже душевнейший попутчик, мы много разговариваем, шутим, поём и играем по дороге. А ещё ей тоже иногда в кайф подольше покататься, и от неё скорее услышишь разочарованное «что, уже приехали?», чем нытьё из серии «are we there yet?»
Уютный офис. Один кайф ездить, совсем другой — проводить в машине время, когда она стоит. Это моё любимое место для телефонных разговоров, соцсетей, быстрого написания постов, медитации и пиплвотчинга. Когда Таша была поменьше, я старалась подгадать поездки под дневной сон. А как только она засыпала, я парковалась и доставала ноутбук. Большинство прошлогодних постов именно так и написаны. Я знала, что у меня, дай бог, полчаса и писала, ни на что не отвлекаясь.
Что же такого поворотного прозвучало на той сессии?
«Вождение машины, — сказала моя терапевт, — отличная аллегория управления собственной жизнью. Перестаёшь быть пассивным пассажиром, зависящим от кого-то ещё. Берёшь в свои руки управление и всю ответственность с этим связанную. И в то же время получаешь огромную свободу решать, когда, куда, в какой компании и с какой скоростью отправиться.
По сути, всё дело в том, готова ли ты к этому».
Вот так, сработала аллегория. А как у вас с машинами, что-то значит её наличие/отсутствие, приносит эмоции или просто возит из пункта А в пункт Б?