– Не пойду я на эту конференцию, посмотрела состав спикеров, поняла, что вряд ли узнаю что-то новое», — написала мне недавно подруга.
– Думаешь, её затеяли только ради передачи новых знаний?
– Хм, ты права, всё равно ведь полезно будет, схожу!
После этого короткого диалога я задумалась о том, как часто мы заранее блокируем для себя некоторые перспективные каналы высокомерным «Да я всё это уже знаю». Как часто составляем представление о книге по обложке и оглавлению, а о содержании выступлении по формулировке заявленной темы и репутации организаторов. И захотелось поразмышлять, какие роли (кроме собственно информационно-просветительской) играют образовательные проекты, к которым я неравнодушна.
Каждый день я узнаю о новых курсах, саммитах, лекциях и конференциях на интересующие меня темы. И не только узнаю, наш с Варей воркшоп для блогеров тоже в этом ряду. Делиться знаниями, получать знания и вживую, и онлайн, ещё никогда не было так просто. Но как сориентироваться во всём этом многообразии? Куда стоит идти, а что можно запросто пропустить, особенно когда все вокруг умники, как в том анекдоте:
— Девушка, вы учитесь?
— Я. Уже. Умею.
Возможно, первый раз услышав от человека: «На этом курсе для меня ничего нового, мне уж самому пора такие вести», – кто-то и впечатлится, но со временем становится видно, что человек так ничего и не ведёт, никуда не ходит, да ещё и скучает в одиночестве на своём воображаемом пьедестале.
Чтобы не разочаровываться лишний раз, я использую две простые стратегии:
Проверяю на реалистичность свои ожидания – «чего я жду от этого курса?» И если ожидания неоправданно высокие, нарочито снижаю их, представляю, что там и близко не будет ничего ценного, трансформирующего, практически применимого. А потом спрашиваю себя: «Любопытно несмотря на это?» И, как ни странно, часто мой ответ: «Да!».
Ищу возможности и плюсы, а не недостатки. Да, паршивая организация, да, много воды, да, душно и всё такое… Но я же могу уйти в любой момент. И пока не ушла, моё внимание и силы не уходят на эту критику, а распределяются на другие вещи.
14 вещей, за которыми, как мне кажется, имеет смысл ходить учиться, кроме знаний
1. Услышать (в который раз!) то, что никак не доходят руки применить. Частенько бывает, что ты уже и там, и тут слышал какую-то идею или практический приём, но всё руки не доходили воспользоваться, внедрить, использовать на благо своего бизнеса, например. И вот упавшее на нужную почву, сказанное вовремя, чуть под другим углом, новым человеком, оно становится не просто информацией к сведению, а простым и понятным действием, которое не стоит откладывать на потом. Приятно было наблюдать на воркшопе, как ребята применяли наши советы прямо по ходу.
Фото Наташи Шараповой с одного из наших воркшопов
2. Узнать какую-то одну небольшую фишку, которая точно пригодится. Тут у меня есть смешная история. Однажды я пошла на неформальную встречу с Юлей Титовой о том, как выступать публично. И хотя на этой встрече Юля поделилась кучей опыта и советов, я вышла оттуда с настолько простой мыслью, что аж неловко писать. Мысль такая: у любого выступления должно быть введение, основная часть и заключение.
Тут можно смеяться, можно закатывать глаза, можно спросить меня, правда ли я получила высшее образование, но то, как Юля рассказала об этом, существенно изменило мой подход к подготовке своих выступлений и интервью.
3. Убедиться в собственной адекватности. Да, ничего нового, но ведь в принципе всё по делу, можно согласиться, можно поспорить, можно услышать от других то, до чего дошёл сам. А ещё можно понять, что нет в теме никакой такой мифической глубины и никаких особых секретов, которые тебе неведомы, а это обычно выравнивает самооценку.
4. Структурировать разрозненные знания по смежным темам. Когда везёт попасть к хорошему лектору, у него сквозь всё обучение проглядывает ясная структура. И даже если фактически всё, о чём он говорит, в принципе знакомо, я испытываю огромную благодарность именно за то, что теперь тоже могу этой структурой пользоваться и навешивать на неё любые свои новые знания.
5. Почувствовать себя свежим зелёным новичком. Да-да, не тем снобом, который пришёл понаблюдать со стороны, как у них тут всё устроено. А тем, кто с энтузиазмом берётся отвечать на вопросы, выполнять упражнения, делать домашку на выходных, признавать ошибки и совершенствоваться.
Фото Артёма Питкевича с прошлогоднего фестиваля Simple Day
6. Подключиться к эгрегору. Ура, я не схожу с ума в одиночку, у меня есть единомышленники! Если те, с кем мы говорим на одном языке, даже если наши бабушки этот язык совсем не понимают. Подключаясь к эгрегору мы получаем его энергию и уверенность.
7. Задать интересующие вопросы или высказать своё мнение. Часто спикер ориентируется на слишком широкую аудиторию, поэтому говорит общо и даже скучновато, но это совсем не значит, что он не может по-другому. Если что-то действительно волнует, озадачивает или остаётся неохваченным, всегда можно задать свой вопрос, либо публично, либо попозже в кулуарах. А если кажется, что выступление оказалось однобоким, можно встать и корректно осветить другие стороны вопроса, а потом уже в коридоре развивать дискуссии с заинтересованными.
Фото с выступления Вари Лялягиной на Blogging Basics Day (когда я влюбилась в неё окончательно!)
8. Понаблюдать за преподавателем, ведущим курса или автором (если курс текстовый). У каждого из нас свой стиль подачи информации, свои способы держать внимание, вовлекать, транслировать, и всегда есть, что взять на вооружение. Никогда бы не подумала, что Варя может зажигательно подпрыгивать, рассказывая про блогинг :)
9. Заметить, как он растёт и развивается. Да, я уже слушала пару лет назад, как Эльнара Петрова рассказывает про тексты для соц.сетей и продвижение личного бренда, но за это время у неё накопилось больше опыта, её бизнес развился, она занималась с преподавателем, чтобы поставить голос, а ещё она теперь иногда упоминает в своих лекциях меня :) никогда такое не узнаешь, если решишь, «да ну, я уже эту Эльнару слушала».
Фото Эльнары с конференции Найти свой трафик
10. Зарядиться энергетикой, вдохновиться. Да, есть люди, которые вообще ничего нового вам не скажут. Вон Таня Либерман организует встречи-вдохновечи. Свои или с Леной Шелин. Звучит ли на этих встречах что-то новое? Нет. Выходят ли они за рамки своего инста-образа? Тоже нет. Помню, меня это очень разочаровывало. Но живое присутствие, обмен энергией, сочетание внешности, голоса, манеры общаться со всем, что уже о них знаешь, расширяет собственные границы, вдохновляет, пусть даже и на то, чтобы больше не ходить на такие встречи, а устраивать свои :)
11. Посмотреть новое место, подсмотреть идеи для организации своих мероприятий. Обычно клёвые и актуальные места в городе наперечёт, и когда что-то организуешь или планируешь, всегда хочется посмотреть на такие места в деле, примериться к ним, почувствовать, каково быть гостем в этом месте. А заодно и с организаторами пообщаться.
Фото с первого камерного Simple day
12. Поддержать связи с теми, кого знаешь. Просто появиться. Увидеть знакомых и с искренним интересом завязать простой, ни к чему не обязывающий разговор. А потом уж с интересом наблюдать, что из таких разговор вырастает :)
13. Развиртуализоваться, познакомиться и договориться о сотрудничестве. На неформальных образовательных мероприятиях обычно царит атмосфера открытости и готовности к нетворкингу, что очень упрощает дальнейшее взаимодействие. Главное, не полениться и написать вечерком по короткому письму тем, чьи визитки собрались в кармане.
14. Дать обратную связь организаторам. Чаще всего организаторы после мероприятия открыты к конструктивной критике, а лучше конкретным идеям по улучшению на будущее. И если вы видите, что можете помочь словом, а лучше – делом, подключиться, стать волонтёром – предложите свою помощь. Когда становишься частью команды и видишь всю изнанку подготовки и проведения самого события, то недовольство быстро сменяется уважением к своей и чужой работе и благодарностью.
Ну и бонусом могут прислать хороших фотографий :)
Фото с выступления Романа Саблина
Кажется, после такого внушительного списка причин стоит написать ещё один, с теми ресурсами и проектами, у которых нравится учиться мне… Интересно будет?
Когда вы последний раз ввязывались в какое-нибудь обучение? Что было ценного в этом опыте? А может вы организуете какие-то образовательные лекции или семинары? Тогда расскажите, зачем к вам ходить, даже если «уже умеешь»?